Когда терапевту скучно: о сложных чувства в процессе супервизии.
Предлагаю представить ситуацию и побыть в качестве наблюдателя.
Психолог К. пришла на супервизию с большими волнением. Ей казалось, что недавняя сессия с клиентом прошла плохо: непоследовательные интервенции, банальная тема беседы — и даже собственная скука подсказала ей, что что-то не так. Взгляд К. блестел тревогой: она боялась выглядеть «непрофессионально», а что если она совершила ошибку и это навредит клиенту. В груди поднимался острый стыд — за собственную растерянность и за чувство скуки во время работы, которое она считала неприемлемым. К. готовилась к осуждению, а внутренний голос уже упрекал её в «плохой работе».
Какие переживания К. мы можем выделить - страх, стыд, скука. Сразу хочу отметить, что задача супервизора сначала дать поддержку. Мы не может предотвратить появление стыда и боли от страха получить плохую оценку у супервизанта, к сожалению. Но супервизия по определению должна быть таким местом, где встречать сложные чувства безопасно, а обрабатывать, конечно, их необходимо в индивидуальной терапии. А также мы смотрим на эти чувства не только сквозь призму переживаний психолога в его взаимодействии с клиентом, но и как ценные сведения о переносных и контреперносных процессах.
В данной статье мой фокус на чувстве скуки.
СКУКА - что она может рассказать нам о клиенте, об отношениях между терапевтом и клиентом и о процессе
- Эмоциональное «запирание»
- Клиент может бессознательно сдерживать свои чувства, выдавая минимальный эмоциональный «фон».
- Такая «модель поведения» запускает у терапевта ощущение скуки: хочется «больше жизни».
2.Сопротивление «глубине»
- Скука часто возникает, когда клиент не готов погружаться в тяжёлые темы или приносит на сессию «отговорки», рутинные жалобы.
- На уровне бессознательного это может значить: страх встречи со своей травмой.
3.Неготовность самого терапевта
- Если скука появляется регулярно с одним и тем же клиентом, это может быть его собственным желанием «отстраниться».
- Клиент проецирует свой страх «утонуть» в терапии — и терапевт его «зеркалит» скукой.
Какие вопросы терапевта к себе помогут:
Что во мне сейчас скучно?
Может ли скука быть отражением того, что клиент не готов к содержательному контакту? Насколько я сам готов к сложным переживаниями клиента и как отстраняюсь?
Нет ли жесткости и шаблонности в структуре сессии?
Благодаря этим вопросам К. удалось вдохнуть больше жизни в кейс и разобраться, что происходит в работе с данным клиентом. Также К. решила, что будет уместно поделиться своим ощущением скуки с клиентом и уточнить, а не испытывает ли она тоже самое, и что заставляет сдерживать свои чувства.
Скука — это не пустота, а незаполненный смысл, который ждёт, чтобы мы его услышали.
Работа с собственными чувствами в супервизии — важнейший инструмент роста терапевта. Вот несколько рекомендаций:
- Признайте свои чувства. Научитесь замечать и называть страх, скуку, злость, стыд и другие чувства
- Воспринимайте супервизию как безопасное пространство. Помните, что задача супервизора — не осуждать, а поддержать. Поощряйте в себе честность перед супервизором и ожидайте от него эмпатичной реакции.
- Учитесь на ошибках и переживаниях. Случайные «промахи» и сильные эмоции — это ваш сигнал: что подсказывает моя внутренняя реакция? Регулярная рефлексия над собственными реакциями формирует клиническое чутьё и развивает зрелость специалиста.
- Рассматривайте супервизию как ресурс роста. Супервизия — ключевой инструмент профессионального развития. Чем чаще вы включаете в работу анализ собственных чувств, тем быстрее приобретаете устойчивость и уверенность. В конечном итоге открытость к своим эмоциям делает терапевта более зрелым и компетентным.
Приглашаю на супервизию в интегративном формате. Вместе мы разберём ваш контрперенос, поговорим о скуке и других чувствах, чтобы вы обрели уверенность и глубину в работе с клиентами.