Анна Хассан
Супервизор, психолог
Более 11 лет в помогающей профессии, мое первое высшее - медицинский университет, оказывать поддержку и помощь другим - мое призвание
Верю, что у каждой терапевтической трудности есть язык — и мы вместе учимся его слышать: без оценок и в атмосфере уважения
Для меня важно создавать пространство, где можно думать, сомневаться, не стыдиться за незнание, злиться, молчать и задавать себе нелёгкие вопросы — и при этом оставаться в контакте.
Работаю в интегративном ключе: мы смотрим и на процесс, и на тело, и на перенос, чтобы увидеть кейс объемно.
Я за ту практику, в которой есть глубина, свобода и профессиональное мышление. Где доступно падения превратить в новые взлеты.

Консультирование онлайн.

Запросы с которыми я работаю:

  • Чувствую себя неуверенно в работе с конкретным клиентом — сомневаюсь, туда ли веду, что делать с «тупиком» в процессе.
  • Запутался(-ась) в отношениях с клиентом — переношу сессию, начинаю раздражаться, чувствую скуку, жалость, тревогу или возбуждение.
  • Сомневаюсь в методах и интервенциях — теряюсь, когда не срабатывают знакомые техники, хочется понимать, *почему*.
  •  Не знаю, как говорить с клиентом о завершении терапии, о росте цен, о границах — тревожно и неловко, хочется разобраться.
  • Хочу исследовать собственный перенос и контрперенос — чтобы работать чище, осознаннее и экологичнее для клиента.
  • Ищу пространство, где можно быть не «сильным специалистом», а живым человеком — делиться сложностями, ошибками, переживаниями и не бояться, что осудят.
Я НЕ беру в супервизию кейсы:
  • с активными зависимостями (ПАВ, алкоголь, игромания и пр.)
  • с расстройствами пищевого поведения (РПП)
  • с выраженной суицидальностью или кризисными состояниями, требующими немедленного вмешательства
  • с детьми и подростками
  • в формате семейной терапии или парных консультаций
  • с диагностированными или выраженными тяжёлыми расстройствами личности (в частности, ПРЛ, НРЛ, шизотипическое и шизоидное расстройства и т. д.)

В этих случаях я рекомендую обратиться к супервизору соответствующей специализации — это в интересах и терапевта, и клиента.
связаться со специалистом
Когда терапевту скучно: о сложных чувства в процессе супервизии.
Предлагаю представить ситуацию и побыть в качестве наблюдателя.
Психолог К. пришла на супервизию с большими волнением. Ей казалось, что недавняя сессия с клиентом прошла плохо: непоследовательные интервенции, банальная тема беседы — и даже собственная скука подсказала ей, что что-то не так. Взгляд К. блестел тревогой: она боялась выглядеть «непрофессионально», а что если она совершила ошибку и это навредит клиенту. В груди поднимался острый стыд — за собственную растерянность и за чувство скуки во время работы, которое она считала неприемлемым. К. готовилась к осуждению, а внутренний голос уже упрекал её в «плохой работе».
Какие переживания К. мы можем выделить - страх, стыд, скука. Сразу хочу отметить, что задача супервизора сначала дать поддержку. Мы не может предотвратить появление стыда и боли от страха получить плохую оценку у супервизанта, к сожалению. Но супервизия по определению должна быть таким местом, где встречать сложные чувства безопасно, а обрабатывать, конечно, их необходимо в индивидуальной терапии. А также мы смотрим на эти чувства не только сквозь призму переживаний психолога в его взаимодействии с клиентом, но и как ценные сведения о переносных и контреперносных процессах.
В данной статье мой фокус на чувстве скуки.
СКУКА - что она может рассказать нам о клиенте, об отношениях между терапевтом и клиентом и о процессе
  1. Эмоциональное «запирание»
  • Клиент может бессознательно сдерживать свои чувства, выдавая минимальный эмоциональный «фон».
  • Такая «модель поведения» запускает у терапевта ощущение скуки: хочется «больше жизни».
2.Сопротивление «глубине»
  • Скука часто возникает, когда клиент не готов погружаться в тяжёлые темы или приносит на сессию «отговорки», рутинные жалобы.
  • На уровне бессознательного это может значить: страх встречи со своей травмой.
3.Неготовность самого терапевта
  • Если скука появляется регулярно с одним и тем же клиентом, это может быть его собственным желанием «отстраниться».
  • Клиент проецирует свой страх «утонуть» в терапии — и терапевт его «зеркалит» скукой.
Какие вопросы терапевта к себе помогут:
Что во мне сейчас скучно?
Может ли скука быть отражением того, что клиент не готов к содержательному контакту? Насколько я сам готов к сложным переживаниями клиента и как отстраняюсь?
Нет ли жесткости и шаблонности в структуре сессии?

Благодаря этим вопросам К. удалось вдохнуть больше жизни в кейс и разобраться, что происходит в работе с данным клиентом. Также К. решила, что будет уместно поделиться своим ощущением скуки с клиентом и уточнить, а не испытывает ли она тоже самое, и что заставляет сдерживать свои чувства. 
Скука — это не пустота, а незаполненный смысл, который ждёт, чтобы мы его услышали.
Работа с собственными чувствами в супервизии — важнейший инструмент роста терапевта. Вот несколько рекомендаций:
  • Признайте свои чувства. Научитесь замечать и называть страх, скуку, злость, стыд и другие чувства
  • Воспринимайте супервизию как безопасное пространство. Помните, что задача супервизора — не осуждать, а поддержать. Поощряйте в себе честность перед супервизором и ожидайте от него эмпатичной реакции.
  • Учитесь на ошибках и переживаниях. Случайные «промахи» и сильные эмоции — это ваш сигнал: что подсказывает моя внутренняя реакция? Регулярная рефлексия над собственными реакциями формирует клиническое чутьё и развивает зрелость специалиста.
  • Рассматривайте супервизию как ресурс роста. Супервизия — ключевой инструмент профессионального развития. Чем чаще вы включаете в работу анализ собственных чувств, тем быстрее приобретаете устойчивость и уверенность. В конечном итоге открытость к своим эмоциям делает терапевта более зрелым и компетентным.
Приглашаю на супервизию в интегративном формате. Вместе мы разберём ваш контрперенос, поговорим о скуке и других чувствах, чтобы вы обрели уверенность и глубину в работе с клиентами.

записаться на супервизию